https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастроф … д_Наровлей

Катастрофа Як-42 под Наровлей — крупная авиационная катастрофа пассажирского самолёта Як-42 Ленинградского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), произошедшая в понедельник 28 июня 1982 года в Наровлянском районе Гомельской области (Белорусская ССР) и в результате которой погибли 132 человека. Это первая и крупнейшая катастрофа с участием Як-42, а также крупнейшая авиационная катастрофа в Белоруссии.

http://www.belgazeta.by/ru/2002_07_29/arhiv_bg/4339/

Этот самолет не принадлежал Беларуси. ЯК-42 совершал перелет из Ленинграда в Киев и развалился в воздухе над Наровлянским краем, вблизи деревни Вербовичи. Ее жители слышали, как ровный гул самолета внезапно оборвался резким хлопком. А спустя несколько минут на землю посыпались обломки железа и тела пассажиров.

На борту ЯК-42 было 132 человека, включая членов экипажа. Их тела, как и детали самолета, искали несколько дней: ветер разметал свидетельства страшной катастрофы на площади в несколько гектаров. Трупы подбирали в лесу, снимали с деревьев и крыш хозяйственных построек. Страшная, необъяснимая на первый взгляд подробность: все они были обнажены. Это главная отличительная черта авиационных катастроф: падая с большой высоты, человек попадает в воздушные потоки, которые играют его телом, словно тряпичной куклой, срывая одежду. На коже нет особенных повреждений, но стоит попытаться приподнять его, как откроется еще один ужасный факт: все кости переломаны. Перевозить тела на Украину - практически все пассажиры были из Киева - можно было только в цинковых гробах. На ноги был поднят весь Минск: спешно искали гробы.

Детали самолета собирали дольше. Мотор, к примеру, застрял в ограде женского исправительного учреждения неподалеку от деревни. Обнаружили и «черный ящик». Прибор, установленный на ЯК, назывался МПРС-64 и сохранял 64 параметра полета - угол крена, скорость, изменение высоты, действия экипажа и т.д. Во многом именно благодаря ему заговорили о причине катастрофы.

Выяснилось, что самолет развалился в воздухе из-за неисправности одной детали. Механизм перекладки стабилизатора, расположенный на хвостовом оперении воздушного судна, регулирует подъем высоты. Крепился он на огромном болте, который вытачивался вручную. В то время производили эту деталь на одном заводе - в Саратове. История не сохранила имя токаря, осталась лишь кличка, которую дали ему следователи - дядя Вася. До событий июня 1982г. дядя Вася вышел на пенсию, и вопрос, кто же именно работал над злополучным болтом, остался невыясненным. Впрочем, это для расследования оказалось не важно.

Самым главным стало сообщение о несовершенстве самолета ЯК-42. Готовили его в спешке, намереваясь показать всему миру на французской выставке в Ле-Бурже. И поэтому испытания провели не полностью. Позже, когда стали проверять все ЯК-42, выяснилось: более чем у половины машин механизм перекладки стабилизатора находился в крайне изношенном состоянии. Авария, подобная той, что произошла над Наровлей, могла повториться не один раз. Начали говорить о вине конструкторского отдела.

Первоначально уголовное дело возбудили по факту крушения самолета - в авиационных делах имя виновника практически никогда не известно сразу. Так как происшествие считалось одним из самых крупных, занялась им прокуратура СССР. В следственную бригаду вошли следователи из Белорусской транспортной прокуратуры - Анатолий Семашко и Валерий Комаровский. Одновременно с прокурорским проводилось еще одно расследование: специалисты самого разного технического профиля выясняли причины падения ЯК-42.

Все это длилось около года. В результате модель ЯК-42 признали недоработанной, на несколько месяцев приостановив эксплуатацию по всей территории СССР - до устранения недочетов.