Fuerza Aérea Mexicana IAI-201 Arava (01)

http://www.airwar.ru/enc/craft/iai201.html

Arava - первый самолет, полностью разработанный и построенный своими силами израильской компанией IAI. Изначально в 1966 году он рассматривался как 20-местный многоцелевой легкий двухмоторный турбовинтовой самолет укороченного взлета и посадки, предназначенный как для гражданского, так и военного рынка. Самолет отличался компактностью конструкции и представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом, с фюзеляжем-гондолой и двумя балками, на передних концах которых установлены двигатели, а на задних - разнесенное вертикальное хвостовое оперение и соединяющий балки стабилизатор. Фюзеляж - цельнометаллический, полумонококовой конструкции, передняя его часть занята двухместной кабиной экипажа, а центральная часть - грузовой кабиной. Шасси - колесное, неубирающееся, с носовым колесом (стойки - одноколесные).
Опытный самолет выполнил первый полет 27 ноября 1969 года, а вскоре машина поступила в серийное производство: гражданские модификации - Series 101 и 102, военные модификации - Series 201 и 202. Впрочем, почти все из 100 построенных в 1972-1988 годах самолетов пошли на военную службу. Самолет планировался как замена C-47 в израильских Вооруженных силах, но ВВС приобрели его в значительных количествах только в конце 1970-х годов (во время арабо-израильской войны 1973 года израильские военные взяли три самолета Series 201 в аренду). Поставленные в конце 1970-х годов самолеты Series 201 предназначались для решения широкого круга задач, включая переброску личного состава и грузов, патрулирование морских акваторий (оснащались поисковой РЛС), радиоэлектронную борьбу и пр.
Самолеты РЭБ оснащались различной специальной аппаратурой и снаружи буквально ощетинивались лесом антенн и обтекателей. Активные помехи самолеты ставили при помощи аппаратуры Elta EL-7010 (для ее работы предусматривался дополнительный генератор). Основным эксплуатантом самолетов в ВВС Израиля была 126-я эскадрилья, но в 2004 году все машины были с ее вооружения сняты. Таиландские ВВС эксплуатировали три самолета РЭБ со схожим набором специальной аппаратуры вплоть до 2010 года. Последним вариантом, разработанным компанией IAI, стал самолет Series 202 (1977 год). Самолет отличался увеличенной массой и удлиненным фюзеляжем, позволяя размещать в кабине до 30 полностью вооруженных и снаряженных десантников. Самолет также получил более экономичный двигатель и имел больший запас топлива. Первые поставки были начаты в 1984-1985 годах Вооруженным силам Израиля, а затем и другим странам. Старые самолеты подгоняли под стандарт Series 202 во время ремонта. Обе модификации военного варианта Arava могли вооружаться парой стреляющих вперед и смонтированных в фюзеляже 12,7-мм пулеметов и до 12 НАР калибра 82 мм - на пилонах, смонтированных на фюзеляже.
Большая часть из 15 стран, закупивших Arava для своих вооруженных сил, выбрала вариант "201" для использования в качестве легкого транспортного. Часть самолетов до сих пор остается в эксплуатации в роли транспортных в таких странах как Колумбия, Эквадор, Республика Эль-Сальвадор, Гватемала, Мексика, Никарагуа, Папуа-Новая Гвинея, Свазиленд и Венесуэла. Минимум один самолет эксплуатируется в Боливии в рамках борьбы с наркотрафиком, а еще два - находятся в состоянии летной годности. Кроме того, гражданские самолеты варианта Series 101B могут использоваться в интересах правительства и военных в Камеруне.