Оружие ХХ века - Антонов Ан 22 Антей и Ан 124 Руслан

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ан-22
Ан-22 «Анте́й» («изделие 100», по кодификации НАТО: Cock — «Петух») — советский тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, самый большой в мире турбовинтовой самолёт. Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжёлой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов.
Первый полёт выполнил в 1965 году. Серийно произведено 69 экземпляров, включая два для прочностных испытаний. Использовался в ВВС СССР, продолжает использоваться в ВВС РФ и украинской авиакомпании «Antonov Airlines».
Серийное производство Ан-22 было организовано на Ташкентском авиазаводе. С ноября 1965 по январь 1976 года было выпущено 68 «Антеев», включая планер для статиспытаний, из них 28 — в варианте Ан-22А. Первые «Антеи» стали поступать в ВВС в январе 1969 года. Производство Ан-22 было прекращено в пользу расширения производства новейшего в то время турбореактивного военно-транспортного самолёта Ил-76, которое развернулось на Ташкентском авиазаводе в начале 70-х годов. Турбовинтовые двигатели стали считаться устаревшими и более сложными в обслуживании и ремонте.

Ан-22 эксплуатировались в полках 12-й авиационной Мгинской Краснознаменной дивизии дальнего действия, с базированием в Иваново (81-й военно-транспортный авиационный полк) и Сеще (566-й военно-транспортный авиационный полк). Затем самолёты поступили для эксплуатации в 8-й военно-транспортный авиационный полк на аэродроме Мигалово (Тверь). В дальнейшем 8 втап был переформирован в 76-ю гвардейскую Ленинградскую Краснознаменную отдельную военно-транспортную эскадрилью. Это подразделение оставалось единственным в стране, на вооружении которого были Ан-22 до 2009 года. В 2009 году на аэродроме Мигалово сформирована 6955-я авиационная база 1-го разряда (ВТА).
Самолёты Ан-22 активно применялись для доставки грузов при ведении боевых действий в Афганистане (аэр. Кабул, Кандагар, Баграм), при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (аэр. Борисполь и Чернигов), при ликвидации последствия землетрясения в Армении. Также на Ан-22 возили грузы в Эфиопию, Ливию, Анголу, авиационные салоны в Ле-Бурже и Фанборро. С развалом СССР и возникновением многочисленных межнациональных конфликтов Ан-22 неоднократно задействуются при перевозке войск и вывозу беженцев. В период с 1992 по 1995 год на этих самолётах выполнена огромная работа по выводу западной группы войск из стран восточной Европы и ближнего зарубежья. И в дальнейшем Ан-22 активно применяются при транспортных перевозках как по нашей стране, так и за рубежом.
Также Ан-22 летали в коммерческих авиакомпаниях «Sigi Air Cargo» (1 самолёт LZ-SGB/6340103 был взят в лизинг на год в КБ Антонова), «Air Sofia Cargo» (1 самолёт LZ-SFD/6340103 был взят в лизинг на год в КБ Антонова), «Авиалинии Антонова» ( («Авиант», ранее структурное подразделение АНТК «Антонов») — было всего четыре машины Ан-22, включая первый прототип зав. № 01-01.
По состоянию на 2010 год эксплуатировалось семь самолётов Ан-22 (шесть в России и один на Украине), и ещё восемнадцать находилось на хранении. В России по состоянию на 2011 год: RA-09342, RA-09328, RA-09329, RA-08832, RA-09309, RA-09344.
Назначенный ресурс самолёта Ан-22 26 лет, 2500+100 посадок, 6500 часов. Однако уже через 2 года после окончания постройки последнего серийного самолёта на заводе изготовителе были разобраны стапеля и оснастка, что в дальнейшем создавало огромные сложности при ремонте планера самолётов, повреждённых в эксплуатации. Также качество новых самолётов, изготовленных в Ташкенте, было на редкость низким - приёмка каждого самолёта затягивалась на 2-3 месяца, при этом обнаруживалось до 1000 недостатков.
Комплексные тренажёры летного состава КТС-8 поступали в части с большим опозданием (3-5 лет после начала эксплуатации самолёта)
Предварительная подготовка самолёта к вылету по первости занимала двое суток составом в 19 человек, в дальнейшем трудозатраты были доведены до приемлемых величин (5,5 часов, 9 человек). Средний налёт на один отказ составляет 47 часов.

В процессе эксплуатации Ан-22 «Антей» в катастрофах и авариях потеряно девять машин.