Авиация и цех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Авиация и цех » Ту-154 » Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате


Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастроф … в_Алма-Ате
Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате — крупная авиационная катастрофа, произошедшая ночью на вторник 8 июля 1980 года на восточной окраине Алма-Аты. Авиалайнер Ту-154Б-2 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс SU-4225 по маршруту Алма-Ата—Ростов-на-Дону—Симферополь, но через 1 минуту и 40 секунд после вылета из Алма-Аты рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 166 человек (156 пассажиров и 10 членов экипажа), также ещё 9 человек на земле получили ранения.

Катастрофа
В 00:38 по местному времени рейс SU-4225 совершил взлёт из аэропорта Алма-Аты с магнитным курсом 230° и начал набор высоты. На высоте 120 метров при скорости 320 км/ч экипаж начал убирать механизацию крыла. На высоте 150 метров закрылки были выпущены на 5°, предкрылки на 12°, стабилизатор на -1°, а шасси убраны, когда самолёт начал неожиданное быстрое снижение, появился крен вправо 18°. Экипаж сразу устранил крен, но предотвратить потерю высоты не удалось.
Через 113 секунд после начала разбега по ВПП, несмотря на максимальную тягу двигателей, лайнер с тангажем +6° на скорости 400 км/ч и с вертикальной скоростью 2—3 м/с врезался в пшеничное поле в 3396 метрах юго-западнее торца взлётной полосы в 60 метрах правее её створа. Отскочив от земной поверхности и повернув вправо на 8°, самолёт пролетел ещё 86 метров и рухнул на поле второй раз. Проскользив по нему 63 метра, авиалайнер опять оторвался от земли и пролетел ещё 80 метров, а затем упал на землю.
В 295 метрах от точки первого касания, проскользив по земле 66 метров, рейс 4225 упал в овраг глубиной 3 метра и шириной 44 метра. Врезавшись в противоположный склон оврага (339 метров от места первого касания земли), лайнер развернулся влево на 10° и разрушился. Отделившаяся средняя часть фюзеляжа с фрагментом крыла ударилась о склон и подлетела вверх, после чего, пролетев 370 метров, врезалась в отвесный склон высотой 8 метров и взорвалась. Носовая часть авиалайнера вылетела из оврага и врезалась в жилые дома на улице Федосеева на восточной окраине Алма-Аты, разрушив два жилых барака и 4 жилых дома. С момента отрыва от ВПП до разрушения самолёта прошла 1 минута и 40 секунд.
В результате катастрофы на земле никто не погиб, но были ранены 9 человек, 3 из них госпитализированы. Все 166 человек на борту Ту-154 (10 членов экипажа и 156 пассажиров) погибли.

0

2

Смерть на взлёте . ( Алма-Ата 7-8 июля 1980 г . )

Кошмарная авикатастрофа под Алма-Атой: как это было 36 лет назад
https://www.caravan.kz/gazeta/koshmarna … zad-82979/

Часы застыли на 00.47
Об этой трагедии на восточной окраине Алма-Аты, как и о других авиакатастрофах, происшедших в Казахской ССР, не распространялись газеты. Напротив, по привычному сценарию делалось все, чтобы избежать огласки…
Позже рядом с местом трагедии был установлен скромный памятник погибшим, на котором стрелки часов застыли на 00.47. Сегодня он находится на территории частной базы отдыха. Сюда продолжают приходить родные, друзья и сослуживцы пассажиров смертельного рейса № 4225 Алма-Ата – Ростов-на-Дону – Симферополь. По словам сотрудников зоны отдыха, в день траура, 8 июля, здесь особенно многолюдно:
– Люди приносят цветы, зажигают свечи. Некоторые сидят и смотрят куда-то вдаль…
Сразу за этой зоной отдыха вдоль бетонного забора – взлетно-посадочная полоса… В 1980 году здесь было пшеничное поле, стояла ферма. А постройки находились чуть дальше.
Тонны керосина мгновенно воспламенились
Бывший работник Алма-Атинского аэропорта, пенсионер Юрий ПУШКИН указал нам место, где произошла катастрофа 1980 года. С оживленной трассы мы спустились в лог, поднялись по ступенькам, обогнули дома частного сектора и оказались у того самого оврага, в котором на части развалился Ту-154Б. Как свидетельствуют архивные документы, самолет оторвался от земли, но уже через 1 минуту 40 секунд упал на пшеничное поле, задев здание фермы. Говорят, там, где обнаружили хвост машины – он отвалился первым, и был установлен памятник. Тонны авиационного керосина воспламенились мгновенно. Объятая пламенем махина пронеслась мимо вышки дальнеприводной радиостанции аэропорта и попала в огромный овраг. Все это происходило в пяти километрах от аэропорта Алма-Аты.
– Мы жили через две улицы и ночью услышали взрыв, подумали: бомба рванула, – вспоминает сотрудник “КАРАВАНА” Александр БАЕВ. – Выбежали на улицу, а там – зарево, светло как днем, в нос ударил ужасный запах горящего керосина… Утром узнали, что самолет упал рядом с частным сектором, все погибли, у людей сгорели дома и огороды. Вскоре мы переехали в другой район, подальше от аэропорта.
Самолет стал неуправляемым
Что же произошло в ту роковую июльскую ночь? Как свидетельствуют очевидцы и данные Гидрометцентра, погода была благоприятной для полета – не было тумана, дождя, видимость хорошая. Июльский зной окутал Алма-Ату. Большинство пассажиров вместе с семьями отправились отдыхать на курорты – на борту было 30 детей и 126 взрослых.
Ту-154Б 1979 года выпуска с налетом 2 тысячи 438 часов вылетел из аэропорта Алма-Аты ночью, в 0.38. Первые секунды полета проходили в штатном режиме. В кабине находились командир воздушного судна, второй пилот, бортинженер, проверяющий и штурман. Борт обслуживали пять стюардесс и стюардов. Примерно на высоте 150 метров экипаж, следуя инструкции, убрал закрылки и просел, что обычно бывает при взлете. Но вместо дальнейшего набора высоты самолет вдруг потерял подъемную силу и перешел в неуправляемое снижение. Не прошло и двух минут после взлета, как на скорости около 400 км/час с убранными шасси Ту-154Б столкнулся с землей.
Объятые пламенем части самолета продолжили стремительное движение в сторону домов, где спали люди. Огненные осколки летели в разные стороны. Фюзеляж машины буквально зарылся в отвесный край оврага.
– Я живу на улице Федосеева с 1972 года, – рассказывает Ахмет ДЗАУРОВ. – Той ночью мы услышали взрыв, проснулись, выбежали на улицу, увидели, как полыхают два соседних дома. Огонь распространялся с бешеной скоростью. Но пожарные машины, милиция, военные приехали быстро. На месте катастрофы они работали всю ночь и к утру вывезли в морг тела погибших.
“Страшная картина до сих пор перед глазами”
Руслан ДОСХАЕВ, житель дома № 63, до сих пор помнит ту страшную ночь:
– Было очень душно, мы открыли окна и не могли уснуть. Вся семья была в сборе, к родителям приехала моя сестра с дочкой. Примерно в половине первого ночи раздался взрыв, первой мыслью было – война! Мы выскочили, не могли понять, что случилось. Фюзеляж ударился в край обрыва. Те, кто здесь жил, потом уехали, и больше я их не видел. При взрыве искалеченные тела выбросило на их огород. Когда часть фюзеляжа отлетела на 66-й дом, огонь перекинулся на пристройки. Взорвались газовые баллоны, загорелись дома. Один сгорел полностью, два других частично. В нашем дворе загорелись пристройки, еще немного, и огонь мог перекинуться на дом. Мы побежали к оврагу. Увидели груду тел, на которую выплеснулся керосин. Все горело, стоял жуткий запах. Лучше бы не подходил – эта страшная картина до сих пор у меня перед глазами. Было светло как днем. Вдоль всего движения самолета лежали тела. Некоторые были почти целые. Смотришь и думаешь: вот-вот человек встанет… Приехали солдаты, охрана, они отгоняли людей. Тогда об этой трагедии не писали, только разные слухи ходили – почему упал самолет.
По данным архивных материалов, обломки самолета, тела пассажиров были разбросаны от поля до жилых домов на расстоянии почти одного километра. Местные жители вспоминают, как фрагменты тел и багажа военные снимали с деревьев, электрических проводов, выкапывали на огородах. Многие тела оказались буквально разорваны ремнями безопасности, сильно обгорели в огне. Родственники погибших опознавали родных по металлическим зубным коронкам, кольцам, браслетам от часов.

Были ли шансы выжить в этой авиакатастрофе? Эксперты не оставляют иллюзий – машина сразу после падения развалилась на части, которые моментально загорелись. Так как топливные баки были полными, столб пламени достигал высоты 2–3-этажного дома.
На земле в результате взрыва и пожаров пострадали 10 человек. Люди отравились угарным газом и получили сильнейшие психологические травмы.
Версии трагедии
Версии авиакатастрофы были разные. Согласно одной из них, “тушка” якобы попала в “спутный след”, оставленный ранее взлетевшей машиной.
– Во-первых, самолеты так часто не взлетали из Алма-Атинского аэропорта, во-вторых, Ту-154Б – машина среднего класса, достаточно тяжелая (98 тонн), и на нее спутный след не оказал бы никакого влияния, – говорит пилот со стажем Анатолий Владимирович. – Хотя в истории авиации был случай, когда в 1987 году из аэропорта Ташкента взлетел Як-40 вслед за Ил-76. Он рухнул на землю недалеко от взлетно-посадочной полосы.

Тогда комиссия выяснила, что Як-40 взлетал следом за Ил-76 через 66 секунд. И на скорости более 240 км/ч попал в турбулентный поток, образовавшийся от концевых вихрей крыла Ил-76. Вывод комиссии: Як-40 попал в “спутный след”, потерял управление. Интервал времени между взлетами был предельно мал. После этого трагического случая ввели временные интервалы между взлетами с одной полосы.
Другая версия авиатрагедии 8 июля 1980 года – самолет был сильно перегружен багажом. При наборе высоты он попал в так называемые нисходящие воздушные потоки, что привело к роковым последствиям. Расшифровкой “черных ящиков” занимались специалисты из Москвы. Позже специальная комиссия установила: катастрофа явилась следствием воздействия на самолет редко встречающегося интенсивного атмосферного возмущения – нисходящего вертикального потока до 14 м/с, попутного ветра до 20 м/с при взлете в конце уборки механизации (закрылок) со взлетным весом, близким к максимальному. В условиях высокогорного аэродрома и высокой температуры воздуха это не обеспечило безопасный исход полета в данных метеоусловиях.
"Воздушные" особенности аэропорта Алматы
– Горный ландшафт оказывает влияние на формирование воздушных масс в районе аэродрома Алматы, – объяснил нам пилот. – В ту жаркую ночь ледники выступили в роли “кондиционера”: поднимаясь по склону гор, горячий воздух быстро охлаждался, затем холодные воздушные массы стремительно, в виде роторов и вертикальных нисходящих порывов, проникали в горячий воздух города. В один из таких порывов и попала “тушка”.
После этой катастрофы и еще одной похожей в США в мировой авиации появился термин “сдвиг ветра”. На современных самолетах стоит система предупреждения – predictive wind-shear system, она работает при посадке, взлете. Если самолет еще находится на взлетно-посадочной полосе, данная система дает предупреждение, и мы прекращаем взлет. Существует целая процедура, которая постоянно отрабатывается на тренажере. На старых самолетах такой системы не было. На той высоте, когда пилоты Ту-154Б убрали закрылки, обычно происходит естественное проседание. Если оно совпало со “сдвигом ветра”, это не всегда можно проследить. Возможно, в тот момент двигателю машины не хватило мощности для дальнейшего набора высоты.
Но если самолет начал стремительно падать, почему пилоты не произвели сброс топлива?
– На это у них просто не хватило бы времени, – считает специалист. – Думаю, до последнего они пытались исправить ситуацию, следуя инструкциям.
Не хватило 50 метров и нескольких секунд?
Ту-154 стал самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом и основной машиной на воздушных линиях СССР и во многих странах мира. В период с 1968 по 2013 год выпущено 998 самолетов Ту-154 нескольких модификаций. Основные из них – Ту-154Б и Ту-154М. “Тушки” и сегодня перевозят пассажиров…
В истории мировых авиакатастроф самолет Ту-154 фигурирует более 60 раз. Как установила комиссия, Ту-154Б (рейс № 4225 Алма-Ата – Ростов-на-Дону – Симферополь) не хватило каких-нибудь 40–50 метров высоты и нескольких секунд, чтобы противостоять падению. Впоследствии на приборной панели самолетов появился прибор, оценивающий реальное значение обтекания крыла воздухом. Была изменена высота уборки закрылков, а на “тушке” она проводилась в два этапа. Но это было потом – уже после страшной трагедии 8 июля 1980 года близ аэропорта Алма-Аты, унесшей жизни 166 человек.

https://pikabu.ru/story/nelepyie_aviaka … ra_4661505

0

3

https://pikabu.ru/story/nelepyie_aviaka … ra_4661505
Мне тогда было, только 8 дней от роду... родился я далеко от данного места, и сегодня я расскажу про одну из первейших авиакатастроф по причине микропорыва, либо похожего погодного явления.
В ночь, с 7 на 8 июля пассажиры рейса готовились к спокойному ночному перелету до Ростова на Дону, далее до Симферополя. Как свидетельствуют очевидцы и данные Гидрометцентра, погода была благоприятной для полета – не было тумана, дождя, видимость хорошая. Июльский зной окутал Алма-Ату. Большинство пассажиров вместе с семьями отправились отдыхать на курорты – на борту было 30 детей и 126 взрослых.

Новенький Ту-154Б 1979 года выпуска с налетом 2 тысячи 438 часов вылетел из аэропорта Алма-Аты ночью, в 0.38. Первые секунды полета проходили в штатном режиме. В кабине находились командир воздушного судна, второй пилот, бортинженер, проверяющий и штурман. Борт обслуживали пять стюардесс и стюардов. Примерно на высоте 150 метров экипаж, следуя инструкции, убрал закрылки и немного просел, что обычно бывает при взлете. Внезапно экипаж перестал справляться с управлением лайнером, и на высоте 150 метров самолёт начал неожиданное быстрое снижение, появился резкий правый крен в 18°. Экипаж сразу устранил крен, но предотвратить потерю высоты не удалось. Через 113 секунд после начала разбега, несмотря на максимальную тягу двигателей, самолёт на огромной скорости  столкнулся с поверхностью земли. Отскочив от земной поверхности и повернув вправо, самолёт пролетел 86 метров и упал второй раз. Проскользив по полю 63 метра, авиалайнер опять оторвался от земли и пролетел 80 метров, а затем упал на землю. В 295 метрах от точки первого касания, проскользив по земле 66 метров, самолёт упал в овраг глубиной 3 метра и шириной 44 метра. Врезавшись в противоположный склон оврага (339 м от места первого касания земли), самолёт развернулся и разрушился. Отделившаяся средняя часть фюзеляжа с фрагментом крыла ударилась о склон и подлетела вверх, после чего, пролетев 370 метров, врезалась в отвесный склон высотой 8 метров и взорвалась.
Носовая часть авиалайнера вылетела из оврага и врезалась в жилые дома на улице Федосеева на восточной окраине Алма-Аты.
С момента отрыва от ВПП до разрушения самолёта прошло около 100 секунд. Объятые пламенем части самолета продолжили стремительное движение в сторону домов, где спали люди. Огненные осколки летели в разные стороны. Фюзеляж машины буквально зарылся в отвесный край оврага.
Нелепые авиакатастрофы: Часть 11. Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате 8 июля 1980г. Резкий порыв ветра. Авиакатастрофа, Алматы, СССР, Длиннопост
Несчастный борт двигался прыжками, и при каждом столкновении с землей разваливался и выбрасывал людей в разные стороны. Их находили голыми, вся их одежда осталась на ремнях безопасности — этими же ремнями большинство из 160 пассажиров были разорваны на части.

39 тонн топлива из крыльев оказались разбрызганы по крышам домов. Тела женщин и подростков в течение последующих трех дней милиционеры и солдаты собирали с кровель бань, пристроек и избушек жителей улицы Федосеева. Багаж снимали с верхушек деревьев. Пшеничное поле полыхало в нескольких местах, горели несколько домов частного сектора и даже фонарные столбы. Температура была такая, что в полу километре от эпицентра, на липах вдоль главной транспортной артерии Алматы (аэропорт — центр) свернулись и пожухли листья.

Все находившиеся на борту пассажиры (126 взрослых и 30 детей) и 10 членов экипажа погибли. На земле всего пострадало 9 человек, из них госпитализированы трое. Полет длился 1 мин. 40 сек.
Самый короткий перелет....
Причину катастрофы удалось установить только благодаря Центральному аэро-гидрологическому институту СССР. С помощью математического моделирования академик Свищев, начальник ЦАГИ, установил, что на самолет со скоростью 10 метров в секунду сверху обрушился вертикальный ветровой поток. И вместо того, чтобы просесть только на 30 метров, борт был выдавлен этим потоком до самой земли. Ему не хватило каких-то 40-50 метров высоты, чтобы скомпенсировать этот вертикальный поток и противостоять инерции падения.
пысы. после написания поста, добавлю что, очень мало фотоматериалов и подробностей, т.к. 1980 год наща страна принимала Олимпиаду, как раз в это время, все подобные события, были максимально засекречены.
Спасибо за внимание.

Из комментов

Я жил в соседнем доме, возле оврага. Все эти рассказы о телах , мне кажется выдумки.Точно не скажу,но соседи говорили , что овраг зарыли со всем , что там было. Я утром в 9 часов ходил смотреть , там не было уже ничего, кроме свеже зарытого оврага.
Я в то время жил на соседней улице _Монтажная, прямо за этим оврагом.У нас обгорели сараи во дворе.Какого то сильного пожара не было,было несколько не особо сильных взрыва и пламя,может все ушло куда то в другую сторону.На 9 утра овраг был зарыт,говорили, что зарыли со всем , что там было.Да, вертолеты летали еще пару дней, видимо собирали остатки самолета.Насчет того, что кто то был на месте катастрофы и что то видел , не уверен. Стояло плотное оцепление, никого не пропускали,за ночь все зарыли и утром смотреть собственно было не на что.Где то с обеда и оцепление было снято, так как в общем то ничего не осталось.

0


Вы здесь » Авиация и цех » Ту-154 » Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате