Авиация и цех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Авиация и цех » Ил-18 » Катастрофа Ил-18 под Магнитогорском


Катастрофа Ил-18 под Магнитогорском

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Ил-18_под_Магнитогорском

Катастрофа Ил-18 под Магнитогорском — авиационная катастрофа, произошедшая 31 августа 1972 года в окрестностях Магнитогорска с самолётом Ил-18В авиакомпании Аэрофлот, в результате которой погибли 102 человека.
Причиной катастрофы является интенсивное развитие возникшего во втором багажнике пожара, который привел к полной или частичной потере работоспособности экипажа, невозможности визуального полёта и наблюдения за приборами из-за дыма в пилотской кабине и исключению возможности благополучного исхода полёта.

Наиболее вероятной причиной возникновения пожара на самолёте в воздухе является срабатывание пиротехнических устройств, возгорание или самовозгорание легковоспламеняющихся материалов в багаже пассажиров, следы которых обнаружены в остатках багажа.

0

2

https://pikabu.ru/story/nelepyie_aviaka … ke_4665774

31 августа 1972г. В 08:31 по МСК Ил-18 вылетел из аэропорта Караганды. На его борту находились 93 пассажира: 82 взрослых и 11 детей. Через полтора часа полета, борт вышел на управление диспетчером в Челябинске на эшелоне 7200 метров, и доложили, что рассчитывают пролететь Магнитогорск в 10:11. Но в 10:08:20, когда до Магнитогорска было 45 километров, с самолёта запросили экстренное снижение и посадку в связи с сильным задымлением из багажника («У нас неисправность в багажнике, дым большой»). Получив разрешение, экипаж снизился до высоты 4800 метров и в 10:10:32 перешёл на связь с диспетчерами Магнитогорска и сообщил им: «Экстренная посадка у вас, у нас пожар во втором багажнике». Диспетчер разрешил им снижаться, и в 10:12:32 в 28—30 километрах от аэропорта Ил-18, начал выходить на курс посадки по схеме "коробочка".
Направляясь к линии, где необходимо принимать предпосадочные решения Ил-18, снизился до высоты 600 метров. Диспетчер подхода дал указание: «Можно взять курс 135°, курс 135 возьмите», на что с самолёта ответили: «Понял». Далее при подходе к позиционной линии с бортом связался диспетчер посадки передал: «На посадочном, берите курс 185°». Экипаж подтвердил получение информации, однако авиалайнер не повернул на посадочный курс, а пересёк позиционную линию и начал теперь уже удаляться от неё, о чём диспетчер попытался предупредить пилотов. В 15 км. от аэропорта, пилоты выходили на посадочный курс, и оставалось совсем немного, чтобы успеть посадить самолет и потушить пожар, и успеть эвакуировать пассажиров. В течении трех минут дым уже заполнил салон и кабину, тем самым дезориентировав всех на борту. Огонь повредил систему питания бортовых самописцев и они отключились. В 10:15:32 экипаж доложил: «Большой дым в кабине, очень большой».

Самолёт начал значительно колебаться по высоте и углам крена, испытывая при этом большие перегрузки. Такому поведению авиалайнера во многом способствовала паника пассажиров, которые перебрались в переднюю часть, подальше от источника дыма.

В 10:15:50 Ил-18 оказался в опасной близости от земли, поэтому пилоты потянули штурвалы на себя и перевели двигатели на взлётный режим с одновременной уборкой шасси, тем самым с двукратной перегрузкой переведя самолёт из снижения в набор высоты.

В 10:16:19 экипаж передал: «Ничего_ не_ видно_ Все в дыму_ Прощайте".».
Диспетчер тут же дал указание: «Возьмите посадочный курс», но в 10:16:37 с самолёта прозвучал неразборчивый ответ, после чего на связь больше уже не выходили. Самолет на удалении 23 км севернее а/п Магнитогорск столкнулся с землей на вспаханном поле между поселком Смеловский (Верхнеуральский район, Челябинская обл.) и деревней Покровка (Абзелиловский р-н, Башкирская АССР), полностью разрушился и сгорел.
По проведённой впоследствии судебно-медицинской экспертизе, было установлено, что пассажиры на борту уже были мертвы из-за отравления угарным газом. Лишь находящиеся в кабине командир, второй пилот и штурман ещё были живы и продолжали управлять самолётом, погибнув в момент катастрофы.
Расследовала причины катастрофы специальная комиссия. Описание дела заняло несколько томов. Эпицентр пожара, как выяснила комиссия, находился в багажнике, доступ к которому в те годы был возможен только с земли. Дым проник в пассажирский салон, затем загорелась обшивка, стали выделяться ядовитые газы, так что в момент столкновения с землей все пассажиры и большинство членов экипажа были либо мертвы, либо без сознания — они отравились угарным газом. Многие были в нижней одежде — видимо, разделись из-за жары. Лишь командир, один из пилотов и штурман до конца боролись за спасение людей и погибли от травм при ударе о землю.
При изучении обломков, следователи нашли в районе второго багажного отсека четыре целых взрывпакета, семь гильз от осветительных патронов, а также непонятное горючее вещество плотной массы светло-серого цвета, которое имело кристаллическую структуру. Это свидетельствовало о том, что на самолёте находились изделия, которые относились к взрывчатым веществам и были запрещены к перевозке. В результате возникшего пожара растянулись расположенные над багажным отсеком тяги управления рулём направления, а бортовые самописцы вскоре прекратили работу.

Все 102 человека на борту погибли.

Их тела лежали рядом, заняв площадь, равную длине и ширине фюзеляжа. Разметало лишь несколько человек. Один из них застрял в мотогондоле, из которой двигатель выбросило при ударе. Зрелище было настолько ужасным, что у некоторых присутствующих случилась истерика.

Информация о трагедии не появилась в советских средствах массовой информации. Представители власти старались не делать шума и не говорить о причинах случившегося. Хоронили пассажиров по расписанию горисполкома тех городов, в которых они были прописаны.

пысы: фото не выкладываю, остались только с кладбища. Не хочу на Пикабу, могилы показывать. Да, и нет фотографий с места катастрофы, все было жутко засекречено.

0

3

https://geocaching.su/?pn=101&cid=7807

Описание окружающей местности
Этот тайник дань памяти событиям почти сорокалетней давности. Здесь нет интересных природных или техногенных объектов, нет даже памятника сотне погибших людей. Это место где нужно снять головные уборы и отстоять свою минуту молчания.
Узнав об авиакатастрофе между Смеловском и Покровкой, я дважды ездил, чтобы отыскать место крушения ИЛ-18 и очевидцев тех страшных событий 1972 года. Сейчас уже не осталось никаких следов той аварии.
Мне повезло отыскать непосредственного свидетеля падения самолета. В 1972 году Виктор работал пожарным. Он говорит, что самолет над Смеловском пролетел практически задевая антенны на крышах. Через короткой время раздался взрыв и со стороны Покровки поднялся столб дыма. Виктор на пожарной машине поехал в сторону крушения и сразу же стал тушить пожар. Раньше него прибежали несколько жителей Покровки.
Самолет зацепился за провода линии электропередач, упал и взорвался,  у него вначале отвалился хвост, потом отлетели двигатели и разбился фюзеляж. Мертвые люди лежали по всему пути от хвоста к фюзеляжу. Они были в нижней одежде, так как самолете был пожар и скорее всего люди раздевались от жары. Живых никого не было. Со слов Виктора погибло 106 человек,  по официальной информации 101 или 102. Позже приехали врачи на "скорых" и военные, которые оцепили место падения самолета, а аварийно-спасательные бригады закончили тушение. Зрелище было настолько страшное, что врачам пришлось оказывать помощь своим коллегам. Вернувшись домой Виктор не мог есть. Особо ему запомнился мертвый мужчина, прижимающий к себе двух детей.
В Смеловске я слышал версию, что самолет вез много денег и сельчане бегали и собирали обгоревшие купюры. Виктор рассказал, что деньги были и их вначале не могли найти. Милиционеры опрашивали продавцов в местном магазине и нашли одну обгоревшую десятку и человека кто ей расплатился. Что дальше не совсем ясно. Но когда подняли хвост самолета, то там обнаружили мешок с деньгами, который вскрыт не был. Были еще слухи, что сельчане снимали золотые цепочки с погибших, но, думаю, что это просто сплетни...
Виктор практически с точностью до десятков метров указал место падения самолета. Оно находится в поле по координатам N 53° 35.943' E 58° 48.916'. Это уже территория Башкирии. А сам тайник заложен под кустами на территории Челябинской области (координаты в заголовке).
Говорят, что много лет подряд на место крушения приезжал мужчина из Новосибирска , у него в самолете летели  жена и беременная дочь. Он брал землю с места трагадии...
Сейчас место установлено, осталось только поставить памятник. Если найдутся среди геокэшеров кто проникнится этой идеей и знает какие действия нужно предпринять, то можно будет обсудить эту тему на форуме.
Ниже привожу статью из "Уральского курьера" от 24.08.2000 г.
Борт "74298" просил посадку
Недавняя катастрофа самолета Ил-18 в Аджарии не просто взволновала жителей Магнитогорска и двух сельских поселков. Трагедия заставила их вспомнить события почти тридцатилетней давности, когда точно такой же лайнер рухнул в нескольких километрах от города. Подробности той истории - в материале, специально подготовленном для "Уральского курьера".
Все катастрофы, случавшиеся прежде в нашей стране, были окутаны тайной. Средства массовой информации о них сообщать не смели, и слухи, которыми пользовались знавшие о том или ином факте люди, были один нелепее другого.
Весть о том, что 31 августа 1972 года недалеко от Магнитогорска разбился самолет Ил-18, быстро облетела весь город. Догадки на этот счет строились различные, но истинную причину знали немногие. Теперь спустя годы засекреченные страницы нашей авиации открываются. И вот какой предстает на них одна из самых крупных авиакатастроф двадцатого столетия. Восстановить картину случившегося нам помогли документы и очевидцы.
- В то время, - рассказал техник по радиосвязи и специальным техническим средствам Магнитогорского авиапредприятия Владимир Евгеньевич Трусов, - я работал в лаборатории авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО). В полдень, как сейчас помню, у нас появился старший инженер АТБ и АиРЭО Иванцов и сообщил: "Объявлена тревога. Сюда идет на вынужденную посадку самолет. Пожар в воздухе".
Мы восприняли тревогу как учебную и выбежали из помещения. Тут подъехала бортовая машина, и мы отправились к месту предполагаемого происшествия. На северном конце взлетно-посадочной полосы наша машина остановилась. Ребята посмеивались, считая происходящее обычным учением. Но тут подошла "Волга" командира объединенного авиаотряда Бизюкова, и последовало распоряжение ехать за ним.
Через час, подъезжая к Покровке, мы увидели огромное поле, а на нем - какие-то бесформенные предметы. Стояла тишина, шел дым, кое-где виднелось пламя. То горел самолет.
Вместе с командиром мы остановили подбежавших сельчан, потому что до приезда комиссии место катастрофы должно было оставаться неприкосновенным. Чтобы не было посторонних следов, Бизюков велел нам обойти это место по периметру. Затем прибыли солдаты, сразу оцепившие поле, и прокурор.
Мы приехали как аварийно-спасательная бригада. Но оказывать помощь было некому. Все пассажиры и члены экипажа были мертвы. Их тела лежали вместе, заняв площадь, равную длине и ширине фюзеляжа. Разметало лишь несколько человек. Один из них застрял в мотогондоле, из которой двигатель выбросило при ударе.
Зрелище было ужасным, не вынеся его, забилась в истерике медсестра с подъехавшей "скорой". Сколько погибло тогда людей, сказать сейчас трудно. Известно лишь, что в тот день - последний день лета - занятыми в самолете были все 89 мест. А ведь везли еще маленьких детей (мне показалось, что много), экипаж из восьми человек: командир, второй пилот, штурман, бортмеханик, радист и три бортпроводника_
Комиссия прибыла в ночь на 1 сентября. В ее составе были представители Алма-Атинского авиаотряда, Уральского управления гражданской авиации, Министерства гражданской авиации, прокуратуры РСФСР. Описание катастрофы заняло несколько томов, где все было расписано буквально до мелочей.
Мы с инженером из Алма-Аты искали специзделия, или, как их еще называют, изделия системы опознавания "свой-чужой". Три электронных блока этой системы имеют код, который по радиосигналу передается на землю, где принимается специальным оборудованием. Изделия, считавшиеся секретными, надо было во что бы то ни стало найти и уничтожить. Именно с этой целью я и был включен в число работающих на месте катастрофы.
Комиссия в это время занималась выяснением причин падения самолета. "Черный ящик" (хотя на самом деле магнитный самописец режимов полета представлял собой не ящик, а шар оранжевого цвета) обнаружили сразу. Вышедший из строя прибор ничего не показал. Но электромеханический самописец КЗ-63 выцарапал на прозрачной ленте все параметры: и высоту, и скорость полета, и величину перегрузок. По этому самописцу определили, что с семи тысяч двухсот метров до двух тысяч четырехсот самолет снижался со скоростью пятьдесят метров в секунду, после чего изменил режим полета.
Экстренное снижение командир начал, обнаружив пожар, эпицентр которого установили потом быстро. Он находился в багажном отсеке, где, по всей вероятности, самовоспламенились взятые кем-то в полет огнеопасные вещества. Но какие именно - установить не удалось, ибо на том месте осталась одна зола.
То, что доступ в этот отсек возможен только с земли, осложнило ситуацию. Струйки дыма поползли в пассажирский салон, что, возможно, вызвало панику. Вскоре загорелась внутренняя обшивка, в результате чего стали выделяться ядовитые газы.
Командир поначалу был спокоен. Ровным голосом он доложил, что в салоне дым и требуется экстренное снижение. Потом он сказал, что дыма много, очень много. Далее, как определили по голосу, связь держал уже штурман. Незадолго до падения он произнес, делая паузы, после каждого слова: "Ничего_ не_ видно_ Все в дыму_ Прощайте".
После прекращения связи Ил-18 находился в воздухе еще две минуты. Несколько раз он развернулся, и, описав "восьмерку", дважды пролетел над одним и тем же местом. Самолет упал между поселками Смеловский и Покровка. Ударился о землю, подпрыгнул и, разваливаясь в воздухе на куски, упал опять. Обломки разлетелись на четыреста метров в длину и на двести - в ширину.
Самолет Ил-18, направлявшийся из Алма-Аты через Караганду в Москву, принадлежал Алма-Атинскому авиаотряду. Когда начался пожар, самолет находился в верхнем, как говорят летчики, воздушном пространстве и держал связь с Челябинском. Лететь до областного центра надо было столько же, сколько до Магнитогорска (и даже чуть меньше), но Челябинск направил аварийный борт в Магнитку, и экипаж принял это предложение. Закончив экстренное снижение, самолет занял высоту, максимально безопасную при выходе на дальний привод (приводную радиостанцию - М.К.). В условиях горного аэродрома, каким считается магнитогорский, она составляла в тот день 2400 метров. После этого надо было выполнить заход по схеме, чего экипаж сделать не успел.
Трудно смириться с тем, что разбился самолет, все системы которого безотказно работали до последней минуты. Грех обвинять в неграмотных действиях и командира. Против диспетчера уголовное дело тоже не возбуждалось, ибо действовал он точно по инструкции. Хотя, по мнению летчиков, не дело было аварийному борту терять время на "схему", когда можно было значительно укоротить расстояние.
До аэродрома оставалось совсем немного. Сельчане заметили самолет, когда он плавно и, как показалось наблюдавшим, тихо прошел над Смеловским. Люди не заметили ни дыма, ни пламени. Поняли лишь, что самолет заходит на посадку, выбирая почему-то совсем не подходящее для этого место. Откуда им было знать, что над поселком снижался фактически мертвый корабль, где около половины людей уже задохнулись от угарного газа, а остальные пребывали в бессознательном состоянии. Ничего не видел в сплошном дыму и командир, продолжавший машинально удерживать курс.
_"Не надо ворошить былое, - советовали мне, когда готовила материал. - Зачем будоражить и без того измученный трагедиями народ!" Но, как видим, есть в истории трагические повторения. Может, стоит опять задуматься о том, как хрупка человеческая жизнь, если преступное недомыслие (в магнитогорской катастрофе - одного из пассажиров) могло стать причиной множества жертв?

0


Вы здесь » Авиация и цех » Ил-18 » Катастрофа Ил-18 под Магнитогорском