SNCASO SO.30C Bretagne

http://www.airwar.ru/enc/aliner/so30.html
После капитуляции Франции в 1940 году группа конструкторов компании "Sud-Ouest" продолжила работу на образованной в мае 1941 года в Каннах компании "Groupe Technique de Cannes". Здесь удалось спроектировать и построить несколько самолетов, два из которых были запущены в серию после окончания войны.
Первым был средний пассажирский самолет Sud-Ouest S.O.30N Bellatrix с бортовым F-BALY, прототип был готов в ноябре 1942. Однако германо-итальянская комиссия, контролировавшая производство авиационной техники во Франции, его лётные испытания запретила. Работы возобновились лишь после освобождения Франции. Хранящаяся на складе машина была вновь собрана и 26 февраля 1945 наконец то поднялась в воздух. Испытания проводил шеф-пилот SNCASO Даниэль Растель (Daniel Rastel). Самолёт развивал скорость до 480 км/час и был рассчитан на перевозку 23 пассажиров и 1200 кг груза..
Затем фирма построила ещё два прототипа SO.30R - SO.30R-01 (F-WAYA) и SO.30R-02 (F-WAYB). Они имели крыло большего размаха, переднюю опору шасси и двигатели Gnôme-Rhône 14R-5. Самолёты были оборудованы противообледенительной системой передней кромки крыла и хвостового оперения. Гондолы имели откидной шарнирный капот, что обеспечивало свободный доступ к любой части двигателя. Кабина была рассчитана на 30 пассажирских кресел или 16 спальных мест.
В то время предприятием руководили коммунисты. Им удалось привить рабочим атмосферу трудового энтузиазма. Чтобы сдать машины поскорее, рабочие даже отказались от положенного в августе 1945 отпуска. SO.30R полетел 6 ноября 1945. В ходе испытаний проводились последующие доработки, в том числе удовлетворяющие требованиям ИКАО по взлёту с одним работающим двигателем.
Однако потенциального заказчика - Air France, характеристики самолёта не устраивали. Авиакомпания желала иметь более вместительную кабину и более мощные двигатели. Фирме пришлось разработать новый вариант с более мощными американскими двигателями Pratt & Whitney R-1830-B43. Эта версия получила наименование SO.30P Bretagne.
Первый серийный вариант  выполнил полет 11 декабря 1947 года. Он строился в двух вариантах: S.O.30P-1 с двумя моторами Pratt & Whitney R-2800-B43 мощностью по 1800 л. с. и S.O.30P-2 с двумя моторами R-2800-CA18 мощностью по 2400 л. с. Экипаж состоял из пяти человек, включая стюардесс, пассажировместимость составляла от 30 до 43 пассажиров. За счет большей крейсерской скорости время полета на основных линиях удалось снизить примерно на 40%.
Грузовой вариант S.O.30C отличался более низким и прочным полом кабины, большим грузовым люком в нижней хвостовой части фюзеляжа и силовой установкой из двух моторов Gnome-Rhone 14R.81 мощностью по 1850 л. с.
Всего построили лишь 45 самолетов, которые эксплуатировались "Air France" и "Air Algerie" и рядом совсем мелких авиакомпаний во французских колониях, машины также состояли на вооружении ВВС Франции.
Один экземпляр (носивший собственное имя "France") служил в качестве персонального самолёта президента Франции Винсета Ориола (M. Vincent Auriol). На нём президент совершал официальные визиты в европейские страны. Машина была оборудована с повышенным комфортом - обитый кожей салон на 15 пассажиров, мягкие кресла и диваны, спальное помещение и т.п. Ещё один самолёт, принадлежавший французскому Министерству транспорта, служил для обучения персонала.
Несколько самолетов S.O.30P-1 оборудовали установленными под крылом дополнительными ТРД Turbomeca Pallas. На Bretagne испытывали ТРД SNECMA Atar 101 и построенный по лицензии "Hispano-Suiza" Rolls-Royce Nene.
В момент появления SO.30 представлял собой наиболее продвинутую конструкцию в классе среднемагистральных авиалайнеров. Он имел высокую крейсерскую скорость и достаточно большую дальность полёта. Благодаря удачной аэродинамической балансировке, наличию пружинных сервокомпенсаторов на рулях самолёт был легко управляемым. Достаточно комфортно чувствовали себя и пассажиры - в герметичной кабине с небольшим уровнем шума.
Однако, в силу политических причин, затянувшихся испытаний и доводки на линии SO.30 вышел лишь в начале 1950-х, спустя 8 лет после выкатки. К тому времени у него появились серьёзные конкуренты - Airspeed Ambassador, Convair 240, не говоря уж о турбовинтовом Vickers Viscount. А грузовой версии SO.30C дорогу перешёл Nord 2501 Noratlas. В итоге SO.30 не смог занять достойного места на рынке машин средней дальности. Он выпускался малым тиражом и имел ограниченное применение - главным образом во французских колониях. И то непродолжительное время.
Техническое описание
Цельнометаллический свободнонесущий среднеплан классической схемы с двумя поршневыми двигателями и убирающимся шасси.
Фюзеляж - монокок круглого сечения. Состоит из носовой части, герметичной секции и хвостовой части. В герметичной секции расположены кабина экипажа, пассажирский салон, в конце которого место стюардессы, бар и туалет. В хвостовой части багажно-грузовой отсек. Ещё одно багажное отделение расположено под пассажирским салоном. Компоновка кабины имела варианты. В стандартной версии 43 места, в улучшенной 30. В стандартном варианте салон разделён на три отсека - в переднем 11 кресел, в среднем 8, в заднем 24. В каждом ряду три кресла - два по левому борту, одно по правому, между ними проход. Пассажирские кресла легко снимаемые, позволяющие разместить на их месте груз или багаж.
Крыло - состоит из центроплана и консолей. Лонжероны коробчатые. На центроплане установлены мотогондолы и закрылки, на консолях элероны и закрылки. Внутри центроплана имеется объём, где можно разместить дополнительный грузовой отсек или же эластичные топливные баки на 1420 литров. Внутри консолей встроенные топливные баки на 2612 литров.
Двигатель - два поршневых двигателя в мотогондолах на передней кромке крыла. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:
Gnôme-Rhône 14N-49 - 1180 л.с./ 880 кВт - 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный воздушного охлаждения (SO.30N);
Gnôme-Rhône/SNECMA 14R-5 - 1650 л.с./ 1230 кВт - 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный воздушного охлаждения (SO.30R);
Gnôme-Rhône 14R-206 - 1850 л.с./ 1380 кВт - 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный воздушного охлаждения (SO.30C);
Pratt & Whitney R-2800-B43 - 2130 л.с./ 1588 кВт - 18-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный воздушного охлаждения (SO.30P); винты Curtiss
Pratt & Whitney R-2800-CA18 - 2400 л.с./ 1790 кВт - 18-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный воздушного охлаждения (SO.30P, série 2); винты металлические трёхлопастные Hamilton Standard Hydromatic реверсивные
Шасси - трёхопорное убираемое.
Оборудование - термическая противообледенительная система (с подачей горячего воздуха).