http://www.airwar.ru/enc/aliner/mb161.html
Спроектированный еще перед Второй мировой войной, Languedoc стал весьма совершенным самолетом для своего времени. Однако на момент начала выпуска в 1945 году он уже не мог соперничать с Lockheed Constellation и Douglas DC-6.
Ни один из самолетов Languedoc до наших дней не сохранился. Многие нелестно отзываются о нем, сравнивая с Lockheed Constellation, но это не совсем правильно. Конечно, Languedoc не имел шасси с носовой опорой, как у Constellation, но в чем-то он был даже более совершенным, чем L-049, да и работа над обеими машинами была начата в одно и то же время - в 1937 году. Причем Constellation был облетан в январе 1943 года, a Bloch MB.160 ("Bloch" принадлежала с 1936 года "Societe Nationale de Constructions Aeronautiques de Sud-Ouest") впервые поднялся в воздух в конце 1939 года.
Изначально предназначавшийся для применения в колониях, SO.160 представлял собой четырехмоторный 20-местный авиалайнер, специально приспособленный под нужны компании "Air Afrique". Машина была надежная и простая в эксплуатации, пригодная к использованию в суровых климатических условиях. Самолет оснащался четырьмя двигателями Hispano Suiza V-12 мощностью по 720 л. с., которые обеспечивали SO. 160 крейсерскую скорость полета 310 км/ч, максимальную скорость полета 355 км/ч и дальность полета 1700 км.
В результате небольшой доработки получился вариант SO.161 (MB.161) с увеличенной пассажировместимостью до 30-33 человек и экипажем из пяти человек; первый полет состоялся в сентябре 1939 года. Самолет был на 2 м длиннее S0.160, имел большее крыло, двухкилевое оперение и оснащался четырьмя звездообразными двигателями Gnome-Rhone 14N мощностью по 900 л. с. Крейсерская скорость выросла до 365 км/ч, а максимальная - до 430 км/ч.
После падения Франции программу S0.161 не закрыли, но работы по ней существенно замедлились. Лишь 20 самолетов, получивших обозначение SO.161 Bordeaux, были заказаны компаниями "Lufthansa" и "Air France". Впрочем, бомбардировки завода "Sud-Est" (бывшая "Dewoitine") в Тулузе, куда перевели производство SO/SE.161, и саботаж рабочих привели к тому, что до конца войны из цеха не вышел ни один самолет Languedoc. Прототип SO. 161, однако, поступил в эксплуатацию - он использовался для перевозки маршала Петена и адмирала Лаваля.
После прихода к власти нового правительства на самолет были размещены новые заказы, исполнителем была назначена компания "Societe Nationale de Constructions Aeronautiques de Sud-Est". Самолет, получивший новое обозначение SE.161 и имя Languedoc, в количестве 40 машин был заказан "Air France". Первый серийный SE.161 получил регистрацию F-BATA; первый полет состоялся 17 сентября 1945 года с аэродрома Тулуза-Бланьяк. Самолету присвоили имя Languedoc в честь региона Лангедок, в котором находится Тулуза, и в честь Анри Франсуа Лангедока - знаменитого французского аса времен Первой мировой войны.
DEWOITINE BRETAGNE LANGUEDOC ARMAGNAC
на 2-20