http://www.airwar.ru/enc/craft/c133.html
Douglas C-133 Cargomaster and Atlas Missile
Компания "Douglas Aircraft" была давним поставщиком военно-транспортных самолетов для ВВС США, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно она получила в начале 1950-х годов два контракта на разработку турбовинтового тяжелого военно-транспортного самолета для удовлетворения требований USAF Logistic Carrier Support System SS402L. Впрочем, более крупный вариант С-132 в 1956 году отклонили на стадии постройки макета - заказчик посчитал менее крупный С-133 Cargomaster более приемлемым.
Полномасштабные проектные работы по самолету Cargomaster, предназначенному для замены С-124 Globemaster II, были начаты в феврале 1953 года. Прототипы не строились - ВВС США сразу законтрактовали 12 самолетов.
Первая машина была выкачена с завода "Douglas" в Лонг Бич уже через три года. Самолет представлял собой весьма большой моноплан с высокорасположенным крылом с большим относительным удлинением, на котором были смонтированы четыре двигателя Pratt & Whitney Т34-Р-3 мощностью по 5700 л. с. Фюзеляж - круглого поперечного сечения, вмещал 96% всего типового ряда автопарка Армии США. Погрузка и выгрузка осуществлялись через двухсекционную заднюю дверь, нижняя секция которой являлась погрузочной рампой, или через грузовую дверь по левому борту передней части фюзеляжа (открывалась вверх). Причем, технику высотой до 3,66 м можно было загонять своим ходом прямо в грузовой отсек. Вместимость машины впечатляла - 45 359 кг груза или до 200 солдат (десантников).
Первый самолет (No.53-145) впервые поднялся в воздух 23 апреля 1956 года под управлением Дж. Армстронга. В ходе летных испытаний выявились определенные недостатки, причем для улучшения управляемости пришлось увеличить размеры форкиля.
Военная авиационная транспортная служба получила первые самолеты в августе 1957 года - первыми их эксплуатантами стали 39-я (авиабаза Довер, штат Делавер) и 84-я (авиабаза Мак-Корд, штат Вашингтон) авиатранспортные эскадрильи. На следующий год новые самолеты приступили к активной эксплуатации по всему миру, установив во время первых своих полетов в Европу рекорды скорости в трансатлантических перелетах для транспортных самолетов. 16 декабря 1958 года С-133А установил рекорд, подняв груз массой 53478 кг на высоту 4536 м.
Всего построили 35 самолетов С-133А, в конструкцию которых постоянно вносились изменения: с восьмого самолета - короткая, без конуса хвостовая часть; с 33-го самолета - новая двухстворчатая задняя грузовая дверь. Последняя особенность конструкции сохранилась и на 15 самолетах С-133В, основным отличием которых стали двигатели T34-P-9W мощностью по 7500 л. с.